Нынешний год объявлен президентом России Годом педагога и наставника. И наш проект «Уроки жизни» продолжает знакомить на страницах газеты с местными учителями, воспитателями, тренерами. Сегодня мы расскажем о преподавателе игры на фортепиано учебной площадки села Набережное Детской школы искусств Каргатского района Марии Спириденко.
Как рождаются мечты…
Родом Мария Спириденко из Набережного. Здесь она росла, училась в школе. Здесь прошло её детство и юность. Как вспоминает Мария, в «старой» школе искусств, которая располагалась в детском саду, для школьников часто показывали представления, давали музыкальные концерты. Тем самым детей развивали и привлекали для обучения в школе искусств.
— Так я и попала в нашу сельскую школу искусств. Никто меня не заставлял, не принуждал. Я сама выбрала инструмент — фортепиано, которому отдала свою душу и сердце! И все семь лет сама с удовольствием посещала занятия, выполняла домашние задания, выступала на концертах, — рассказала Мария Александровна. — Первым моим учителем, любимым наставником стала Людмила Васильевна Дъячёк. А потом к нам пришла Наталья Алексеевна Медведева. Эти педагоги вложили в меня столько сил, знаний, добра. И за это я благодарна им и сейчас!
Юной пианистке очень нравились и учителя, и учёба, и инструмент, и школа. Когда обучение завершалось, Мария уже точно знала, куда пойдёт учиться, и кем будет работать. У девушки появилась своя цель. Она хотела получить профессию и вернуться на родину, в Набережное. После окончания девятого класса Мария поступила в Новосибирский областной колледж культуры и искусств и получила квалификацию «преподаватель игры на фортепиано, артист ансамбля, концертмейстер». Затем заочно училась в Новосибирском педагогическом университете.
И как мечты сбываются
И в 2010 году в Набережном филиале ДШИ появился новый молодой специалист — преподаватель игры на фортепиано. Мария Александровна в скором времени набрала себе учеников. Так её мечта сбылась, а цель была достигнута.
— Раньше, когда в Набережном был филиал школы искусств, мы располагались в детском саду. Здесь для нас выделили три кабинета, актовый зал. Было очень красиво, просторно. Места хватало для всех специалистов, подопечных и гостей, — вспоминает преподаватель. — И ученики, и зрители с удовольствием меняли школьную обстановку на нашу — уютную, необычную.
Но в 2013 году детский сад стал расширяться. Понадобились новые группы для малышей. И музыкантам пришлось расстаться с обжитыми красивыми помещениями. Вот уже как десять лет специалисты Набережной площадки нашли пристанище в общеобразовательной школе. Преподавателю игры на аккордеоне, групповых занятий по сольфеджио Светлане Керской выделили отдельный кабинет. А Марию Спириденко с её объёмным инструментом разместили в актовом зале школы.
С одной стороны, такая рокировка удобна — дети занимаются в одном месте. Им не приходится зимой в морозы по сугробам, в межсезонье по грязной дороге бегать между учебными заведениями. Школа работает в одну смену. До обеда дети учатся, а после обеда занимаются музыкой.
Мои звёздочки
В актовом зале традиционно проходят праздники, концерты, классные часы, музыкальные вечера. И в каждом мероприятии участвуют воспитанники Марии Александровны.
В этом учебном году в классе молодого педагога занимаются одиннадцать ребят. Дети с удовольствием приходят на репетиции, выезжают на концерты, участвуют в конкурсах музыкального исполнительства — сольно и в составе ансамбля.
— Так как инструмент для занятий у нас один, я люблю составлять ансамбли, где дети играют в четыре или даже шесть рук, — улыбается педагог. — А бывало, что мы исполняли произведение даже впятером! Малышки запросто умещались на одной лавке и с удовольствием играли в десять рук!
Ансамбль в школе искусств — это постоянный сложившийся коллектив. Чаще всего состоит из двух исполнителей.
Так, ансамбль четвероклассниц Вари Дороговой и Насти Тимофеевой сложился ещё в первом классе. Занимаются с желанием. И каждый год девочки результативно участвуют в различных конкурсах. И чаще всего ребятишки из ансамбля хорошо общаются и вне уроков музыки. Бывает, дружат и не расстаются даже и в общеобразовательной школе.
— А в начале этого учебного года дуэт второклассниц Жени Чернявской и Тани Чучалиной прошёл во второй тур конкурса «Звонкие клавиши», — гордо рассказывает о своих подопечных педагог. — И если всё сложится удачно, то в начале декабря мы поедем для дальнейшего участия в конкурсе в Новосибирск!
Для детей, которые в течение учебного года отличились в учёбе, Министерство культуры области выделяет билеты в оперный театр. Некоторые ученики из моего коллектива уже неоднократно бывали на представлении в предновогоднем, украшенном, сияющем огнями городе! Яркие впечатления передаются от одного ребёнка к другому. И это стимулирует каждого трудиться ещё лучше, чтобы получить заветную путёвку!
Наши проблемы
— При поездке на конкурсы мне приходится всегда проводить большую подготовительную работу. Ведь на выступлениях детям часто приходится играть на рояле впервые. При том, что многие и в глаза-то его не видели. Рояль такой огромный по сравнению с фортепиано и выглядит совсем иначе, и звучит по-другому. Под него надо подстроиться, — объясняет Мария Александровна. — Незнакомый инструмент, другая обстановка, незнакомые люди. Но мои ребята молодцы, не теряются!
К сожалению, не у всех моих подопечных есть дома фортепиано. Да и приобрести такой инструмент — удовольствие не из дешёвых. А дома надо постоянно заниматься, чтобы получить высокие результаты. Необходимо выполнять домашние задания, как и в обычной школе. Ведь если играть на фортепиано только в школе, то уровень знаний, навыков поднимается очень медленно.
— Я хочу, чтобы все ученики нашей площадки в Набережном имели возможность заниматься музыкой, — улыбается Мария Александровна. — И хочу привить любовь к музыке каждому. Чтобы все мои подопечные, даже если и не свяжут всю свою жизнь с музыкой и музыкальной школой, навсегда запомнили эти замечательные годы!
Вчера каргатские педагоги приняли участие в региональном проекте.
Школьники приняли участие в отборочном этапе фестиваля ГТО.
Педагога из Каргата наградили в Правительстве региона
«Я — профессионал»: как студенту попасть на стажировку в крупную компанию
Губернатор поблагодарил бойцов СВО и военных врачей за доблестное выполнение долга